Пиндапата и бикху — что это?

Пиндапата. Многие из вас, уважаемые читатели, были в странах Юго-Восточной Азии и могли наблюдать такую картину: ранним утром, начиная с 5 утра, вдоль дорог идут одетые в оранжевые одеяния люди. Кто они? И зачем в такую рань выходят из дома?

Давайте определимся с базовыми понятиями. Что такое Пиндапата? Это слово в переводе с палийского означает сбор подаяний. На тайском это Бинтхабат, на бирманском Сонкхэ. Традиция утреннего сбора подаяний едой пошла ещё со времён Будды, а может и раньше. Можно считать ее одной из древнейших традиций в мире 🙂 . Откуда вообще возникла такая идея, принимать подаяния именно едой, спросите вы. Дело в том, что по буддийским понятиям монахам запрещено прикасаться к деньгам. Они могут принимать только пищу на пропитание.

Ну а с бикху все ещё проще — это буддийские монахи, живущие в монастыре. Посвящаемый в бикху человек должен подтвердить, что он не крал, не убивал и что у него нет никаких долгов по отношению к государству.

Типичный бикху в Пномпене. Фото автора.
Типичный бикху в Пномпене. Фото автора.

О буддийских монастырях.

Буддистские монастыри и пагоды служили, особенно в деревнях, чем-то вроде клуба. Двери которого широко распахнуты для каждого (в том числе для приверженцев других культур, религиозных конфессий и даже атеистов). И крестьяне особенно в праздничные дни или по вечерам охотно наведывались туда. Причём не столько для проведения религиозных обрядов, сколько для того, чтобы обсудить с монахами свои насущные, самые что ни на есть мирские проблемы.

Монахи всегда готовы выслушать и помочь советом. Считается, что монаха можно представить в виде ведра. В это ведро миряне могут сливать свои проблемы и сложности. И у этого ведра просто нет дна 🙂

Таким образом, бикху – не столько монахи в нашем понимании этого слова, сколько священнослужители и одновременно психоаналитики. Они призваны, безвозмездно распространять в народе своим живым примером и словом учение Будды.

Типичный буддийский монастырь в наше время. Кампот. Камбоджа. Фото автора.
Типичный буддийский монастырь в наше время. Кампот. Камбоджа. Фото автора.

История из жизни.

Один мой товарищ, который прошёл через монашество в тайском монастыре, рассказывал, что быть монахом не так просто, как кажется. Спят бикху на циновках. Кровати ставить не принято, потому, что запрещено спать на возвышении. Поначалу заснуть просто невозможно, со временем начинаешь привыкать :). Как говорят — это первые пять лет тяжело, потом привыкаешь.

Работа в монастыре у него была на выбор из двух вариантов: 1) мести двор, 2) чистить туалеты. Как вы думаете, чем он занимался днями напролёт? Да, он стал профессиональным дворником 🙂

А самое интересное — это еда. В рисе, который они кушали, попадалось много того, что к рису не имеет никакого отношения. К примеру насекомые или мусор. Первые три дня он вообще есть отказывался, но, со временем начинаешь понимать, что и это можно кушать. И мой друг через неделю выколупывал из риса все, что несъедобно с усердием и спокойствием буддийского монаха и уплетал постный рис за обе щеки :). Как говорят буддисты — все проходит и это пройдёт.

Бикху в Камбодже. Фото автора.
Бикху в Камбодже. Фото автора.

Пиндапата в Сиемреапе.

Однажды, в Сиемреапе, я присутствовал на пиндапате. Бикху пропели очень мелодичную молитву, а сотрудники отеля с большим почтением и уважением передали им еду. И ещё нюанс — подавать еду можно только стоя на коленях. Нельзя возвышаться над бикху.

Пиндапата в Сиемреапе. Фото автора.
Пиндапата в Сиемреапе. Фото автора.

Немного о буддийских понятиях.

Миряне-буддисты, желающие получить благословение и заметившие прошедшего мимо монаха, зная, что он будет возвращаться или проходить мимо на следующий день, готовят рис и другую еду( еда должна быть не со стола, а специально приготовленная, еду для монахов не пробуют, пока готовят. Так же она должна быть свежей, вчерашнюю еду давать нельзя !) и, дождавшись встречи, с почтением накладывают еду в чашу для сбора подаяний или монашескую сумку. Вы можете разглядеть эти специальные чаши — они висят на плече.

По традициям отказываться от подаяний монах не может, вне зависимости, сколько еды он уже собрал. Не принять подаяние — оскорбить дающего, отказать ему в благословении и получении заслуги через подаяние. Поэтому у монахов есть наплечная сумка, куда в случае нехватки места перекладывается еда. Вот эта сумка на фотографии хорошо видна.

Интересный факт: монахам запрещено принимать пищу после полудня.

Главным принципом, которым следовало руководствоваться буддийским монахам в отношениях с поддерживающими их мирянами, был принцип умеренности.

Притча об умеренности.

В назидание монахам Будда рассказал такую притчу.

«Однажды ко мне пришёл монах со следующей жалобой:

— Господин, на склонах Гималаев есть большой лес, и, недалеко от него, расположено широкое болото. Огромная стая птиц, целый день прокормившись на болоте, прилетает ночевать в этот лес. Вот почему я пришёл к Блаженному — меня постоянно беспокоит шум этой стаи птиц.

— Монах, ты хочешь, чтобы эти птицы улетели навсегда?

— Да, господин.

— Тогда возвращайся туда, войди в лес и в первую часть ночи трижды объяви: «Слушайте меня, добрые птицы. Я хочу по одному перу от каждой из вас. Дайте мне по перу». То же самое повтори во вторую и третью часть ночи.

Монах возвратился в свой лес и сделал так, как я ему говорил. Тогда стая птиц, думая: «Монах просит перьев, монах хочет наши перья», покинула тот лес и никогда больше не возвращалась. Монахи, выпрашивание вызывает неудовольствие даже у животных — что же тут говорить о людях?»

Монахи за утренним подаянием едой. Фото автора. Пиндапата
Пиндапата в Сиемреапе. Монахи за утренним подаянием едой. Фото автора.

Одним из жизненных принципов буддистов является безусловная любовь и сострадание. Предлагаю вам небольшую притчу о безусловной любви отца.

Безусловная любовь


Когда мне было около тринадцати лет, отец повез меня прогуляться и сказал нечто, изменившее мою жизнь. Мы были одни в его старой полуразвалившейся машине на окраине одного из беднейших пригородов. Он повернулся ко мне и сказал следующее: «Сынок, что бы ты ни делал в своей жизни, знай это: дверь моего дома будет всегда открыта для тебя».
В то время я был всего лишь подростком. По правде говоря, я не понял, что он имел в виду, но знал: это что-то важное, поэтому запомнил его слова. Моему отцу суждено было умереть три года спустя.
Став монахом в Северо-Восточном Таиланде, я хорошенько обдумал отцовские слова. В то время домом нам служила маленькая муниципальная квартира в бедной части Лондона, и она не очень-то походила на дом с открытой входной дверью.

Обёрнутая в ткань драгоценность.

Но затем я понял, что на самом деле мой отец имел в виду вовсе не это. То, что скрывалось за отцовскими словами, словно обёрнутая в ткань драгоценность, было самым отчётливым выражением любви, какое мне только известно: «Сынок, что бы ты ни делал в своей жизни, знай это: дверь моего сердца будет всегда открыта для тебя». Отец предлагал свою безусловную любовь. Не привязывающие нити. Я был его сыном, и этого было достаточно. Его чувства были прекрасны и искренни. Он подразумевал именно это.

Требуются мужество и мудрость, чтобы сказать такие слова другому, чтобы открыть дверь своего сердца кому-либо ещё, без всех «если» и «при условии что». Вероятно, мы можем подумать, что тогда другие люди захотят использовать нас в своих интересах, но это не так, по крайней мере, не в моём случае. Если кто-то другой дарует вам такую любовь, это похоже на получение самого драгоценного подарка. Вы дорожите им, храните рядом с сердцем, чтобы не потерять. Несмотря на то, что тогда я лишь частично понял смысл сказанного отцом, я бы всё равно не посмел ранить такого человека. Если вы дарите такие слова кому-то, кто близок вам, если вы действительно подразумеваете это, если ваши слова исходят из сердца, то человек потянется вверх (а не скатится вниз), поднимаясь навстречу вашей любви.

Благодарю вас!

Подписывайтесь на канал TMT — Time Machine Teleport, будет интересно!

Заходите на сайт канала:

TMT — Time Machine Teleport


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.